10 важных моментов при покупке прицепа
Ранее мы обсудили выбор прицепа с учетом ваших потребностей. Теперь рассмотрим технические аспекты, которые также имеют множество нюансов и требуют изучения до покупки.

1. РАМА
Выбрав модель, обратите внимание на конструкцию рамы прицепа. Она может быть сварной или сборной, на болтах. Встречаются варианты с креплением кузова к подрамнику.
Легковые прицепы большинства российских предприятий полной массой 750 кг выдерживают заявленную нагрузку. Если брать прицеп, то предпочтительна рама толщиной не менее 3 мм. Производитель указывает этот параметр в паспорте. Рама толщиной меньше 3 мм подходит для прицепа грузоподъемностью до 250 кг, который можно буксировать только квадроциклом. Цены на сварную раму и сборную на болтах отличаются на 3–3,5 тысячи рублей. Сварная рама не требует особого ухода.
Важно обратить внимание на защитное покрытие рамы. Лучше выбирать прицепы, чьи рамы оцинкованы методом горячего цинкования. Такое покрытие надежно предохраняет от внешних воздействий.
Краска как защита – это недостаточно. Горячее цинкование гарантирует прочное проникновение цинка в все полости рамы. Единственный минус — механические повреждения могут привести к отделению слоя цинка. Это может указывать на нарушение технологии производства или недостаточную подготовку рамы перед оцинковыванием.
При покупке можно проверить качество покрытия по выбитому номеру на раме, который обычно ставится после оцинковки. Если VIN-номер не поврежден цинковым покрытием, значит технология выполнена правильно.
2. БОРТА
Второй важный критерий — толщина, высота и защищенность бортов прицепа. Золотое правило: бourt должен быть из оцинкованной стали толщиной не менее 1 мм, лучше больше. Борта представляют собой «защитный» контур для прицепа. Тонкие, хлипкие борта из фольгированного металла раздуются за пару поездок с навалочным грузом (земля, песок) и прицеп начнет деформироваться. Жесткий борт может быть даже из не очень толстого металла, но с большим количеством ребер жесткости. Некоторые производители для экономии делают борта из фанеры. Если вы планируете использовать прицеп много лет, выбирайте металлические борта.
Высота прицепов обычно не превышает 300 мм, редкие модели могут быть до 450 мм. Это габаритные прицепы для перевозки снегоходов. Высота борта не так важна, если груз упакован. Важно наличие колец на углах дна для фиксации груза к днищу. Обычно кольца есть на прицепах длиной около 3 метров. Если прицеп короче, петель может не быть, но можно купить и установить их самостоятельно. Для получения максимальной пользы от двухметрового прицепа обратите внимание на возможность снятия заднего борта. В моделях длиной более 180 см задний борт обычно откидывается. Боковые борты у большинства моделей крепко прикручены к полу, образуя каркас прицепа. Съемные передний и задний борты позволяют перевозить грузы длиннее стандартных двух метров. Такая опция стоит около 5000 рублей, но возможность трансформации кузова бесценна.
3. ДЫШЛО
Следующий значимый параметр выбора прицепа — конструкция дышла. С советских времён легковые прицепы оснащались преимущественно V-образным дышлом, как у грузовых прицепов с поворотным кругом, например, ЗИЛ-130. Приверженцы такой конструкции считают, что V-образное дышло прочнее и обеспечивает более устойчивую езду. Однако сторонники I-образного дышла, всё чаще применяемого в современных легковых прицепах, предлагают изучить конструкцию дышла больших грузовых прицепов категории О3, грузоподъемностью свыше 10 тонн.
По устойчивости V-образное ничуть не хуже I-образного. Последний основан на замкнутой сварной трубе толщиной не менее 3 мм. При маневрировании задним ходом без определенных навыков вождения прицеп своим V-образным дышлом может помять задний бампер тягача. Прицеп с I-образным дышлом можно практически сложить с тягачом без негативных последствий для бампера. С другой стороны, если планируете приобрести прицеп с простейшей самосвальной функцией, как у довоенного ГАЗ-410, такие бывают только с V-образным дышлом.
4. СТУПИЦЫ
Рассмотрим то, что расположено под рамой прицепа. Начнем с ступицы. Обычно ступицы необслуживаемые. Есть даже от известной в прицепных кругах немецкой фирмы Knott. Это деталь импортная и значит дорогая. Запчасти на нее не купить в обычном магазине автозапчастей. Выбирайте ступицы, в которых использованы подшипники от автомобиля ВАЗ-2108. Но и здесь есть нюанс. В большинстве случаев используют подшипник, который применялся в задней подвеске этого автомобиля. Уважающий себя производитель обязательно укажет, что в его ступице использован подшипник от передней подвески «восьмерки», он более грузоподъемный. Подобная мелочь может сказаться на ресурсе ступицы, если прицеп вы намерены эксплуатировать часто и с полной паспортной загрузкой.
5. КОЛЕСА
Легковые прицепы обычно оснащают колесами диаметром 13 или 16 дюймов, штампованными дисками. По желанию дилер может поставить литые диски, как у тягача, но это дополнительная плата. Важно использовать коммерческие покрышки с индексом С. При выборе диаметра колес ориентируйтесь на размер колес машины, к которой будет крепиться прицеп. Для обычного седана на 15-дюймовых шинах достаточно 13-дюймовых колес прицепа. Если у вас кроссовер или коммерческий фургон, выбирайте модели с 16-дюймовыми колесами.
6. ПОДВЕСКА
В течение долгого времени на отечественных прицепах использовалась резино-жгутовая подвеска, как и на импортных моделях. Это бюджетный вариант, при котором прицеп без нагрузки практически скачет за автомобилем-тягачом, словно мячик девочки Тани, пока та не уронит его в речку. Помня позднесоветские модели прицепов, можно заметить, что их ось базировалась на рессорах от автомобиля «Москвич». Недостаток такой подвески — малая энергоемкость. Втулки хоть и были с обеих сторон, но быстро ломались.
С ростом числа российских предприятий по производству прицепов немецкий производитель узлов и агрегатов AL-KO начал предлагать свои рессоры для них. На прицепы массой 750 кг устанавливают трех- или четырехлистовые рессоры. Один конец крепится к подвеске через резино-металлический шарнир, другой свободный конец скользит в специальную проушину. Металл о металле при движении брякает и стучит. Рессоры короткие и жесткие, по ощущениям напоминают резино-жгутовую подвеску. Амортизатор присутствует скорее как маркетинговый ход – дань прошлому, так как у традиционных московских рессор он был. Покупатели привыкли к тому, что в подвеске прицепа должен быть амортизатор, но его функция в большинстве случаев не выполняется.
Другая сторона прицепной подвески — один коренной лист от задней подвески полуторатонного грузовика «Газель», закрепленный к раме на газелевских сайленблоках. Это, пожалуй, самый удачный вариант. Сейчас большинство заводов-изготовителей прицепов выпускают свои модели на такой подвеске. Пустым прицеп с одной рессорой едет мягко и ровно, под нагрузкой тем более. Амортизаторы здесь — для красоты.
7. ФУРНИТУРА
Внешний вид прицепа – важный фактор. Замки бортов, сцепные головки, фонари влияют на товарооборот. Некоторые заводы выпускают фурнитуру сами, например, МЗСА для некоторых моделей. В основном производители из Германии, Польши, Венгрии и Китая выпускают всё необходимое для легковых прицепов.
По опыту предпочтение отдаю польским производителям. Например, сцепная головка. Все заводы ставят оцинкованные головки, но слой цинка пористый. Влага и грязь проникают внутрь металла, и коррозия начинает разъедать головку изнутри.
Польские головки производятся аналогичным образом, но после нанесения горячего цинка покрывают специальным лаком, который заполняет все поры металла. Блестящий и гладкий вид гарантирован на долгие годы, коррозии не страшна.
По поводу фонарей — выбор зависит от ваших возможностей. Светодиодные более дорогие, зато служат дольше. Прицепы с такими фонарями стоят на 10 000 рублей дороже, чем подобные с обычными лампами.
8. КАРКАС И ТЕНТ
Для прицепа с тентом лучше выбрать сборный, оцинкованный каркас. Крашеный – это уже устаревшее решение. Сборно-разборная конструкция не нуждается в частых регулировках и защищена от ржавчины.
Хозяйственным моделям подходит тент с одним задним клапаном. При перевозке тяжелых грузов на дальние расстояния в объемном прицепе лучше выбрать тент с боковым клапаном, дополнительно к торцевому.
Прицеп для квадроцикла или снегохода большой по размеру. Для таких моделей выбирайте тентовые покрытия с аэродинамическим наклоном.
9. ПЛАСТИКОВАЯ КРЫШКА
При наличии достаточных финансовых средств обратите внимание на прицепы с крышками из пластика. За счет замкового механизма защита груза повышается. Самой известной фирмой в этой области является шведская Jaxal AB. Большинство легковых прицепов Северной Европы комплектуются именно ее крышками. В отличие от отечественных аналогов, шведские не ломаются на морозе при длительной эксплуатации. Все благодаря составу пластмассы. Простая крышка для прицепа стоит минимум 8000 рублей. Цена за объемный колпак, предназначенный для перевозки квадроцикла или пары мотоциклов, начинается от 35 000 рублей.
10. ПРИЦЕПЫ С БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ
В завершение обзора несколько слов для желающих использовать прицепы с большей грузоподъемностью, до 750 кг включительно. Многие производители выпускают такие модели с собственной тормозной системой. Это требует от вас категории В/Е в водительских правах. В продаже доступны двухосные модели, предназначенные для перевозки объемного, но не тяжелого груза. Часто предприниматели загружают в них предельно допустимый вес, несмотря на то что конструкция выдерживает до тонны или чуть больше. Затащить такой прицеп – половина дела. Потом придется тормозить, и вот здесь могут возникнуть проблемы. Возможно, лучше сделать два и более рейса с простым, безтормозным прицепом, либо доставить груз грузовиком. Если вам нужен именно двухосный прицеп, выбирайте модель, у которой платформа расположена выше колес. В таком случае войдет больше груза, чем если платформа будет «зажата» колесными арками.